Этот сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт пользования.
OK

что такое фирменный стиль?

Что такое фирменный стиль и каким он бывает?
Логотип и фирменный стиль — эти слова знакомы всем, в том числе людям, далеким от коммерческого дизайна. Но даже профессионалы зачастую не могут сформулировать четкое определение. Чтобы исключить возможные недопонимания при сотрудничестве, давайте рассмотрим, какие смыслы вкладывает в эти понятия Elena Melnik Studio. Что такое фирменный стиль, для чего он нужен, каким бывает и как его разработать — читайте в сегодняшней статье.
Фирменный стиль: основы и определения
Фирменный стиль – целостное понятие в графическом дизайне. В него входит логоблок и стилеобразующие элементы. Первый представляет собой логотип. Он может быть типографическим, т.е. состоящим исключительно из шрифтовой части, либо дополненным графикой. Понятие стилеобразующих элементов более обширное. Оно включает фирменный паттерн (при наличии), инфографику, отдельные графические элементы стиля, звуковые фрагменты (например, джингл, при наличии).

В фирменный стиль также входит нейминг, т.е. название, дескриптор, дисклеймер или слоган (при наличии). Кроме того, если бренд использует инфографику, то она тоже оформляется в соответствии с фирменным стилем. Несколько реже в комплекс корпоративных элементов, включают маскот. Это фирменный персонаж, который создает настроение и отражает позиционирование.

Главная задача любого фирменного стиля – это корректная коммуникация с целевой аудиторией, т.е. с вашим потребителем, клиентом, пользователем. Для ее решения применяют не только лого и перечисленные выше составляющие, но и другие инструменты. В их числе шрифтовая гарнитура, палитра корпоративных цветов, композиционные особенности, развитие на бренд-носители, т.е. макеты фирменного стиля, которые клиент будет интегрировать в свой бизнес-проект.
Обратите внимание! Многие считают, что фирменный стиль и айдентика (от англ. brand identity) – синонимичны, но это заблуждение. Фирменный стиль – многоуровневое понятие, тогда как айдентика – это визуализация бренда, отражение его ценностей и позиционирования, т.е. айдентика гораздо шире по смыслу. 
Задачи фирменного стиля
Фирменный стиль, как уже было сказано, отвечает за коммуникации бренда. Но этим его функции не исчерпываются. Также он решает ряд других важных бизнес-задач:

  • дифференциация от конкурентных игроков, что очень важно в условиях перенасыщенного рынка;
  • отстройка от компаний не только через УТП и эффектную визуализацию, но и по цветовой гамме, специальным графическим приемам;
  • повышение узнаваемости бренда (brand awareness), путем создания уникального и запоминающегося визуального образа;
  • повышение доверия к бренду, а значит, и расширение базы лояльных клиентов;
  • формирование целостного образа бренда и, как следствие, упрощение коммуникации;
  • повышение эффективности коммуникационной стратегии за счет системного подхода к работе;
  • оптимизация рекламных бюджетов и получение большей отдачи от мероприятий по продвижению бренда.
На изображении вы можете видеть пример логотипа и фирменного паттерна
Источник: кейс разработки фирменного стиля для стейкхауса EM Studio
Источник: кейс разработки фирменного стиля для стейкхауса EM Studio
Переоценить важность профессионального создания фирменного стиля почти невозможно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что услуги по его разработке востребованы как у крупных компаний, так и у малого бизнеса.
Виды стиля. Какой фирменный стиль бывает?
Фирменный стиль – это всегда уникальная история бренда, состоящая из графических приемов и вдохновленная определенным стилем дизайна, либо их смешением. Можно условно разделить типы фирменного стиля на классический и динамический.

  • Классический стиль предполагает использование устойчивых стилеобразующих элементов. Также его называют статическим. Разработку фирменного стиля этого типа заказывают компании, которые не планируют часто менять визуальный образ или развивать его на множество макетов.
Пример фирменного стиля классического типа
  • Динамический корпоративный стиль позволяет не ограничиваться постоянным набором разработанных дизайн-элементов. Это своего рода «стретчинг» визуальной системы, направленный на возможность добавлять и развивать элементы и носители в зависимости от тематики и задач.
Пример динамического дизайна фирменного стиля
Источник: https://www.behance.net/gallery/224672061/Wincoff-identity-and-packaging
Почему фирменный стиль не является брендбуком?
Брендбук – это самостоятельный документ. Он представляет собой свод правил, которые описывают, как применять стиль в целом и как использовать отдельные его элементы, не нарушая консистености и единства. Обычно брендбук описывает логоблок, охранное поле, допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, изображение бренд-макетов и пр.

Таким образом, это необходимый гайд по фирменному стилю, который поможет не только дизайнеру, но и маркетологу. Также он будет полезен любому подрядчику, адаптирующему элементы визуализации под бизнес-задачи клиента.
Как сделать фирменный стиль уникальным?
Отстроиться, т.е. эффектно отличаться не только от конкурентов, но и в визуальной среде – задача нетривиальная. Ее решение требует немалых усилий, экспертизы и знаний. Причем создать красивый визуал – это лишь 30% успеха, остальные 70% – это искусство брендинга.

Уникальность состоит из впечатлений и эмоций, которые транслирует ваш бренд, а не только из модного шрифта и удачного лого.  Не менее важную роль играет и копирайтинг. Это значит, что название бренда, слоган, креативные тексты и т.д., должны соответствовать как визуалу, так и позиционированию.

Тем не менее, задействуя отдельные приемы и тренды, можно выделиться не только внутри своего сегмента и отрасли. Приведем рекомендации, которые помогут вам разработать фирменный стиль, способный претендовать на звание уникального. Для его создания необходимо:

  • изучить рынок и потенциальных потребителей;
  • исследовать поведение аудитории и каналы ее присутствия;
  • провести конкурентный анализ и понять УТП игроков;
  • выделить УТП вашего бренда;
  • составить техническое задание (бриф) на разработку;
  • выбрать подрядчика, либо решать задачу штатно;
  • поставить задачу и грамотно принять работы;
  • внедрить новый стиль в онлайн- и офлайн-среду вашего бренда.
Созданный по этому алгоритму фирменный стиль компании обеспечивает отстройку от конкурентов, а также эффективно решает другие задачи бизнеса.
Рекомендации по выбору дизайн-направления
Дизайн многогранен, поэтому вполне возможно, что вы не знаете, какой вариант предпочесть. Советуем начать с определения стилистики для будущего бренда. Для этого следует понимать основные различия стилей, а также знать визуальные приемы.

Основные направления в хронологическом порядке на выбор:

  • ранний модерн (ар-нуво, авангардизм, баухаус);
  • ар-деко;
  • модерн середины ХХ века;
  • поздний модерн;
  • цифровая эпоха.

Разберем подробнее особенности каждого стиля, а также рассмотрим свойства, которые можно применить при создании фирменных элементов визуализации бренда.

Ар-Нуво (1890-1910 гг.)

Ар-нуво, или «новое искусство», зародился в конце XIX века. Он был создан вопреки эклектизму и викторианской классике, в стремлении к чему-то нетривиальному. Представляя собой уникальное художественное и декоративное движение, этот стиль долго оставался популярным.

Свойства ар-нуво:

  • органичные и плавные линии;
  • флористические мотивы и природные формы;
  • ассиметричность в композициях;
  • динамичность и живость элементов;
  • изогнутая типографика, декоративные линии;
  • готическая типографика без засечек.
Источник: материалы из курса «Методика преподавания», Мосполитех 2025
Ар-нуво можно интегрировать в фирменный стиль бренда, если вы хотите добавить динамики, орнаментальности и плавности. 
Источник: материалы из курса «Методика преподавания», Мосполитех 2025
Альфонс Муха — чешский художник, плакатист, графический дизайнер, иллюстратор, фотограф-любитель и ремесленник.

Ар-деко (1920-30 гг.)

Стиль начала 20-го века. Для направления характерны геометрические формы, эстетика и изящность. Это эклектика множества культур: египетской, африканской и азиатской. 

Свойства стиля:

  • правильная геометрия и симметричность;
  • элегантная и изящная типографика;
  • яркая палитра с добавлением золота и серебра;
  • геометрические паттерны и узоры;
  • плакаты в стиле кубизма;
  • модная иллюстрация;
  • акцидентная типографика.
Источник: материалы из курса «Методика преподавания», Мосполитех
Ар-деко – символ технологичности и прогресса. Он подойдет для создания фирменного корпоративного стиля на основе запоминающихся элементов и упорядоченной айдентики. 

Модернизм и Баухаус (1910-40 гг.)

Баухаус – наиболее влиятельный стиль в истории дизайна 20 века. Его черты можно заметить в повседневной жизни: в больших окнах и плоских крышах зданий, отсутствии украшений и излишества деталей.

Стиль берет начало в 1919 году в Германии, где открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования – Bauhaus – «дом строительства». 

Свойства стиля: 

  • минимализм и функциональность;
  • функция порождает форму;
  • динамичные и статичные композиции;
  • простые формы: квадрат, круг, треугольник;
  • фотоколлажи и ассиметричная композиция.
Источник: материалы из курса «Методика преподавания», Мосполитех, 2025
Классическая палитра стиля: красный, синий и желтый. В качестве дополнительных используются черный и белый. Цвета применяются чистые, без полутонов и градиентов.

Такое решение подойдет тем, кто хочет создать яркую рекламную продукцию и POS на основе фирменного стиля. 

Модерн середины ХХ века (Mid-century modern)

Стиль модерн середины века – это  чистые линии и минимализм. Он возник в конце 50-х гг. в Америке: в послевоенный период всем хотелось чего-то понятного. Ключевыми особенностями этого направления являются практичность и функциональность. 
Дизайн отражает концепцию «форма следует за функцией». Это означает, что все предметы интерьера имеют определенное назначение в доме. В противном случае они являются лишними.

Свойства стиля: 

  • минималистичность;
  • много воздуха и пространства;
  • отсутствие обилия орнаментов;
  • естественная цветовая палитра.
Источник: материалы из курса «Методика преподавания», Мосполитех, 2025
Главное правило модерна образца середины прошлого века – никаких правил. Он подойдет тем, кто хочет создать простой и функциональный фирменный стиль. 

Поздний модерн (1970-90 гг.)

На смену Баухаусу пришел бунтарский швейцарский стиль. Постмодерн характеризуется сочетанием декоративности, художественных заимствований и новых технологий. 

Вольфганг Вайнгарт – это основоположник стиля, который позднее назвали «швейцарский панком» и «типографической анархией». Этот постмодернистский дизайнер радикально изменил все представления о классической швейцарской типографике. 

Свойства стиля:

  • гротескная типографика;
  • отсутствие декора и орнаментальности;
  • строгая композиция на основе модульной сетки;
  • базовая цветовая палитра, пастельные оттенки, иногда неоновые;
  • эклектичность;
  • коллажирование.
Источник: материалы из курса «Методика преподавания», Мосполитех, 2025
Если вы хотите интегрировать поздний модерн в фирменный стиль бренда, то учитывайте, что он подчеркнет импульсивный характер. Это может быть неуместным для некоторых рыночных сегментов.
Вспомогательные инструменты для разработки фирменного стиля
При создании фирменного стиля образ бренда можно уникализировать с помощью следующих графических приемов:

  • переводной дизайн;
  • лучи;
  • стилизация;
  • цветовое блокирование;
  • орнаментация;
  • декоративные логотипы;
  • метафорические надписи;
  • визуальные каламбуры;
  • ботаническая геометрия;
  • ассиметричная типографика.

Если вы хотите трендовый фирменный стиль, помните о том, что тренды бывают динамичными (мимолетными) и устойчивыми. Чтобы через короткое время айдентику не пришлось актуализировать, нужно опираться на позиционирование и ценности.
Создавайте систему, а не набор тренд-приемов.
Какой фирменный стиль выбрать?
Ответ на этот вопрос зависит от направления деятельности компании и специфики отрасли. Очевидно, что элементы фирменного стиля, создаваемого для бренда детских игрушек, вряд ли подойдут консалтинговому агентству или банку. Как, впрочем, и наоборот. Однако выбор подходящего решения – не единственная сложность, поскольку разработка требует знаний, опыта, насмотренности. Именно поэтому самостоятельное создание фирстиля является мало перспективным занятием.
Планируя разработать или обновить визуальный образ бренда, целесообразнее довериться специалистам. Например, вы можете обратиться в Elena Melnik Studio. Работая в этом направлении с 2011 года, мы гарантируем качество создания фирменного стиля, цены на уровне рынка, комфортные условия сотрудничества.
Чтобы проконсультироваться, получить дополнительную информацию по услугам или уточнить цену, свяжитесь с нами через сайт или по телефону.


*Все изображение и бренды принадлежат их правообладателям и используются в качестве примеров для демонстрации в образовательных целях.