Существует пять категорий позиционирования. Каждая из них представляет собой своего рода фундамент, на котором строится дальнейшая разработка:
- товар;
- цена;
- доступность;
- услуги, добавляющие ценность;
- опыт взаимодействия с продуктом.
Иметь преимущества в каждой из категорий, безусловно, полезно и ценно. Однако на практике такое встречается очень и очень редко. Поэтому будет вполне достаточно одного-двух преимуществ. Главное, чтобы они не были надуманными и отражали реальную картину. Только в этом случае покупатель поверит бренду, запомнит его и будет регулярно пользоваться его продуктами.
Отдельно стоит сказать об отличиях от конкурентов. Чтобы бренд воспринимался как самостоятельный, а не как улучшенное подобие уже существующего, он обязан обладать теми или иными особенностями. При этом важно отметить, что далеко не каждое отличие можно считать дифференцирующим признаком.
Согласно Филиппу Котлеру, существует четыре способа дифференциации:
- продукт. В основе этого метода лежат характеристики, функциональность, надежность, ремонтопригодность, дизайн, соответствие стандартам и другие особенности товара;
- услуги. Это то, что делает взаимодействие с компанией более удобным и выгодно отличает ее от конкурентов. Например, доставка, монтаж, ремонт, обучение и пр.;
- персонал. Проявляя такие качества, как вежливость, отзывчивость, компетентность сотрудники компании тоже влияют на восприятие бренда целевой аудиторией;
- имидж. Сюда относят фирменный стиль, аудио- и видеоматериалы, мероприятия по продвижению и другие элементы коммуникационной стратегии.